Пятница, 14.08.2020
  ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ КЛУБ "АЦИЛУТ"   Углубленное изучение тайных наук: 
 теория и практика.

Меню сайта
Ступени обучения
  • Первая ступень
  • Вторая ступень
  • Третья ступень
  • Четвертая ступень
  • Пятая ступень
  • Шестая ступень
  • Седьмая ступень
  • Восьмая ступень
  • Девятая ступень
  • Десятая ступень
  • Факультеты
  • Астрология
  • Биоэнергетика
  • Тарология
  • Каббала
  • Нумерология
  • Рунология
  • Хирология
  • Историософия
  • Герменевтика
  • Аюрведа
  • Мы в соцсетях
  • ВКонтакте
  • Одноклассники
  • Живой Журнал
  • В Кругу Друзей
  • Фейсбук
  • Мой Мир
  • ЮТуб
  • Мы в мессенджерах
  • ВКонтакте
  • Одноклассники
  • Ватсап
  • Вайбер
  • Фейсбук
  • Телеграм
  • Наши чаты
  • Скайп-чат
  • Майл-агент
  • Там-Там
  • ICQ

  • Кейсы учеников
    Отзывы учеников
    Акция недели
    Коучинг
    Исследования Клуба
    Наш опрос
    Какое направление в эзотерике вас интересует больше всего?
    Всего ответов: 111
    Рейтинги.
    Seo анализ сайта
    рефбек
    Каталог сайтов: Психология
    ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
    LightRay
    Эзотерика и духовное развитие. 'Живое Знание'
    Статистика
    Рейтинг@Mail.ru
    Яндекс.Метрика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ВХОД НА САЙТ
    Главная » 2017 » Октябрь » 27 » Сефер Йецера.
    14:49
    Сефер Йецера.

    Сефер Йецера.

    СКАЧАТЬ

    «СЕ́ФЕР-ИЕЦИРА́» (סֵפֶר יְצִירָה, `Книга творения`), старейший сохранившийся текст на иврите, содержащий систематически изложенные умозрительные идеи. Текст краток — около 1,6 тыс. слов. Стиль «Сефер-иецира» лаконичен, смысл не всегда ясен; термины не имеют параллелей в других сочинениях, посвященных аналогичным предметам. Книга подвергалась в течение более тысячи лет разнообразным интерпретациям; даже научное исследование ее в 19 в. не привело к окончательным выводам.

    «Сефер-иецира» сохранилась в двух вариантах: более кратком, который в большинстве изданий фигурирует как сама книга, и более пространном, который иногда печатается как дополнение. Оба варианта существовали уже в 10 в.; их влияние обнаруживается в многочисленных рукописях, старейшие из которых (11 в.?), найденные в Каирской генизе, были опубликованы А. М. Хаберманом (1947). В обоих вариантах книга делится на шесть глав мишнайот или халахот (см. Мишна, Галаха), состоящих из кратких утверждений, в которых мнение автора подается в догматической форме без какого-либо объяснения или обоснования. Лексика (особенно первой главы) напоминает словарь мистических сочинений так называемый сифрут ха-меркава (`литература колесницы`, см. Каббала). Цитируются лишь немногие библейские стихи. Разное расположение мишнайот в двух вариантах «Сефер-иецира» влияет на характер содержания.

    В центре «Сефер-иецира» — сжатое рассуждение о космологии и космогонии (разновидность ма‘асе брешит, см. Космогония) в умозрительной форме, явно мистического характера. Связь книги с еврейскими умозрительными представлениями о Божьей мудрости явствует из утверждения о том, что Бог сотворил мир с помощью «32 тайных путей мудрости». Эти 32 пути, определяемые как десять сфирот бли ма (буквально `сфирот без чего-либо`; см. Сфирот) плюс 22 буквы еврейского алфавита, представлены как основа всего творения.

    В первой главе рассматриваются сфирот, а в остальных пяти — функции букв. По-видимому, термин «сфирот» означает здесь просто «числа», хотя автор, используя новый термин (сфирот вместо миспарим), вероятно, намекает на метафизические принципы или стадии сотворения мира. В литературе, посвященной каббале, термин «сфирот» обычно связывали с теорией эманации, хотя в «Сефер-иецира» не говорится о том, что первая сфира сама произошла от Бога путем эманации, а не была сотворена Им как независимое действие. Автор «Сефер-иецира» подчеркивает мистический характер сфирот, подробно описывает их и обсуждает их иерархический порядок. По крайней мере четыре первых сфиротпроисходят одна от другой путем эманации.

    Первая сфира — это «дух (руах) Живого Бога» (далее в книге слово руахпродолжает употребляться в его двойном смысле — абстрактного духа и воздуха или эфира). Первая сфира порождает вторую путем сгущения первого элемента — воздуха, из которого в свою очередь происходят вода и огонь (третья и четвертая сфира). Из первичного воздуха Бог сотворил («высек») 22 буквы; из первичной воды — космический хаос; из первичного огня — престол Славы и сонмы ангелов. Характер этого вторичного творения недостаточно ясен, поскольку точное терминологическое значение слов, используемых автором («высек», «сотворил»), может быть истолковано по-разному.

    Последние шесть сфирот — совершенно иного характера; они представляют шесть измерений (буквально кцавот — `концы`) пространства; прямо не говорится об их создании из предшествующих элементов. Подчеркивается, что десять сфирот образуют законченное целое, ибо «их конец в их начале, а их начало в их конце»; они вращаются одна в другой. Таким образом, эти десять основных начал образуют единство, которое не идентично Божеству. Лишь первая стадия творения выражает пути Божьей мудрости.

    Автор сознательно пользуется словами, заимствованными из описания хайот (`животных`), несущих престол Славы в видении «колесницы» Иехезкеля (Иех. 1), и, по-видимому, устанавливает определенное соотношение между «животными» и сфирот. Последние описываются как слуги царя, исполняющие его повеления и простирающиеся ниц перед его престолом. В то же время они — это мерила (амаким) всего сущего — добра и даже зла. Тот факт, что теория значения 22 букв как основания всего творения, изложенная во второй главе «Сефер-иецира» частично противоречит содержанию первой главы, побудил многих исследователей приписать автору «Сефер-иецира» концепцию двойного творения: идеального, совершаемого с помощью сфирот, и реального, осуществляемого соединением элементов речи (то есть букв). Некоторые исследователи полагали, что в «Сефер-иецира» объединены две различные космогонические доктрины.

    Согласно «Сефер-иецира», все реальные сущности в трех слоях бытия — в мире, во времени и в человеческом теле («мир», «год», «душа») возникли благодаря соединению 22 букв и особенно благодаря комбинации букв в пары; каждая такая пара представляет собой корень ивритского глагола (автор, по-видимому, считал этот корень двухбуквенным). Всего таких пар («врат») 231. В ранних рукописях «Сефер-иецира» вместо логично обоснованного числа 231 фигурирует число 221. Согласно «Сефер-иецира», каждая существующая вещь содержит эти лингвистические элементы и обусловлена их силой, основанием которой является одно имя, то есть тетраграмматон или, возможно, алфавитный порядок, который в своей полноте рассматривается как одно мистическое имя.

    В главах 3–5 основные 22 буквы делятся на три группы. Первая содержит три элемента (иммот, или уммот на языке Мишны) — алефмемшин, которые являются источниками трех элементов, или стихий, упоминаемых в главе 1, — воздуха, огня, воды; из этих стихий возникло все остальное. Параллелью этим трем буквам служат три времени года (в соответствии с делением года, принятым греческими и эллинистическими авторами) и три части тела: голова, грудь и живот. Вторая группа состоит из семи «двойных» согласных, которые могут на письме принимать дагеш (см. Письмо): бетгимелдалеткафперештав (присутствие буквы реш в этой группе объясняют разные лингвистические теории).

    С помощью этих букв были сотворены семь планет, семь небес, семь дней недели и семь отверстий головы человека (глаза, уши, ноздри, рот); они намекают также на основные изменения (тмурот) в человеческой жизни. Остальные 12 «простых» (ха-пшутот) букв соответствуют 12 знакам зодиака, 12 месяцам и 12 главным членам человеческого тела (ха-манхигим). Кроме того, автор «Сефер-иецира» дает еще и фонетическую классификацию букв по месту образования соответствующих звуков (горловые, губные, задненёбные, зубные и свистящие-шипящие). Такая классификация появилась впервые в истории изучения иврита; возможно, она не содержалась в первом варианте книги. Соединение этих «основных букв» содержит корни всех вещей и различие между добром и злом (онег ве-нега).

    Существует явная связь между этой мистико-лингвистической космогонией, весьма близкой к астрологическим спекуляциям, и словесной или буквенной магией. Здесь источник веры в возможность создания голема с помощью упорядоченного произнесения всех возможных сочетаний букв. Согласно талмудической легенде (Санх. 65б), рабби Ханина и рабби Хошайя (4 в.) создали с помощью «Сефер-иецира» (более старый вариант названия — «Хилхот иецира» — «Пути творения») трехлетнего тельца, которого они затем употребили в пищу. Идентичность этой книги «Хилхот иецира» с существующей «Сефер-иецира» не может быть установлена, однако самые ранние тексты «Сефер-иецира» содержали вводные главы с описанием магических действий, представленные как своего рода праздничный ритуал, которым должно быть ознаменовано завершение изучения этой книги.

    По вопросу о времени написания «Сефер-иецира» мнения ученых расходятся. Л. Цунц, Г. Трец и другие историки считали, что «Сефер-иецира» была создана в эпоху гаонов, около 8 в. Л. Бек пытался доказать, что «Сефер-иецира» была написана под влиянием философа-неоплатоника Прокла, возможно, в 6 в. Однако о написании «Сефер-иецира» в более ранний период свидетельствует язык книги, а также связь ее содержания с разными гностическими и синкретическими учениями (см. Гностицизм). Учение о сфирот и система языка обнаруживают влияние неопифагореизма и стоицизма. Идея о том, что каждый акт творения был скреплен как печатью именем Божьим, — одно из самых ранних положений мистики «колесницы» (меркава); аналогичные идеи характерны для гностицизма. Функция букв еврейского алфавита в созидании мира упоминается в старинном фрагменте мидраша Танхума(см. также Мидраш), посвященном творению.

    Главная часть «Сефер-иецира» была написана в 3–6 вв., по-видимому, в Эрец-Исраэль, благочестивым евреем, склонным к мистике скорее спекулятивного и магического, чем экстатического характера. Автор «Сефер-иецира» стремился придать еврейский облик нееврейским мистическим учениям. В конце «Сефер-иецира» говорится о том, что праотец Авраам первым изучал идеи, выраженные в книге, и следовал им на практике. Впоследствии возникло мнение, согласно которому автором «Сефер-иецира» был Авраам. В некоторых рукописях «Сефер-иецира» именуется «Отийот де-Аврахам авину» («Буквы отца нашего Авраама»). Атрибуция «Сефер-иецира» рабби Акиве появилась в литературе каббалы в 13 в. под влиянием позднего мидраша «Отийот де-рабби Акива» («Буквы рабби Акивы»).

    Самое раннее упоминание «Сефер-иецира» — в сочинении «Барайта ди-Шмуэль» («Барайта Шмуэля»; см. Барайта) и в стихах Эл‘азара Калира(около 6 в.). Позднее книга оказала большое влияние на развитие еврейской философии до Маймонида и на каббалу; были написаны десятки комментариев к «Сефер-иецира». В начале 10 в. ее комментировал Са‘адия Гаон и внес в нее некоторые изменения на основании пространного варианта. Арабский текст «Сефер-иецира» с переводом на французский язык был опубликован в Париже в 1891 г. Начиная с 11 в. комментарий Са‘адии несколько раз переводился на иврит и приобрел широкое распространение.

    В 955–956 гг. в Кайруане Дунаш бен Тамим (родился, по-видимому, в 890 г. – умер не ранее 958 г.) написал комментарий к краткому варианту «Сефер-иецира». Фрагменты этого арабского оригинала сохранились в Каирской генизе. Он неоднократно переводился на иврит. Третий комментарий (10 в.) был написан в южной Италии Шабтаем Донноло и напечатан в 1880 г. Наиболее важным из комментариев считается комментарий Иехуды бен Барзиллая ал-Барджелони (конец 11 в. – начало 12 в.). Иехуда ха-Леви в своем сочинении «Кузари» комментировал многие разделы «Сефер-иецира». Комментарий Аврахама Ибн Эзры к первой главе «Сефер-иецира», который был известен Аврахаму Абул‘афии, не сохранился. Шломо Ибн Габирол писал стихи на темы «Сефер-иецира».

    Много комментариев к «Сефер-иецира» было написано в кругах Хасидей Ашкеназ. Число комментариев в духе каббалистической концепции сфиротприближается к 50. Самым ранним из них является комментарий Ицхака Сагги Нехоры (Ицхака Слепого, 1165?-1235). Комментарий к «Сефер-иецира» писали Нахманид, Аврахам Абул‘афия, Моше Кордоверо, Элияху бен Шломо Залман (Виленский Гаон) и другие. Многие комментарии к «Сефер-иецира» были обнаружены и опубликованы Г. Шолемом.

    Категория: Книги. | Просмотров: 1299 | Добавил: libier | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Новости


    Регистрация в Клуб
    Новый тренинг
    КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
    Книги. [328]
    Текстовые архивы.
    Статьи. [275]
    Видео. [380]
    Видео онлайн и ссылки на видеоархивы.
    Аудио. [12]
    Софт и обучающие программы. [16]
    Рассылка
    Рассылки Subscribe.Ru
    Эзотерический вестник Александра Либиэра
    Подписаться письмом
    Мессенджер Фейсбук
    Наш логотип
    Поиск
    Календарь
    «  Октябрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031
    Расчет биоритмов

    Совместимость
    Лунный день
    Квадрат Пифагора
    Друзья сайта
  • Тарология
  • Рунология
  • Астрология
  • Нумерология
  • Хирология
  • Биоэнергетика
  • Аюрведа
  • Записки эзотерика
  • Школа Александра Либиэра
  • ЗАКЛАДКИ
    Copyright MyCorp © 2020