Сент‑Ив д'Альвейдр: Жизнь и творчество. Александр Сент‑Ив д'Альвейдр (Alexandre de Saint‑Yves
d'Alveydre) – один из крупнейших и наиболее оригинальных представителей
европейского оккультизма конца XIX века. Энциклопедический словарь «Лё Гранд
Ларусс Универсель» (1995) дает ему такую характеристику: «Сент‑Ив (Жозеф
Александр), известный под именем маркиза Сент‑Ива д'Альвейдра, французский
оккультист (Париж, 1842–1909). Его целью был универсальный синтез, имевший два
практических применения: археометр и синархия. Археометр – приспособление,
состоящее из концентрических подвижных окружностей, в которые вписаны различные
элементы соответствий (буквы, нотные знаки, цвета, планеты), служит ключом ко
всем религиям и всем наукам древности, [а также] к универсальной религии и
универсальной науке. Синархия представляет собой всеобщий закон истории и
организации человеческих сообществ. Автор книг: „Миссия евреев" (1884), „Миссия
Индии в Европе" (1886), „Археометр" (1911)».
О жизни и исканиях полузабытого ныне мыслителя‑эзотериста
известно немногое.
Александр Сент‑Ив родился и вырос в католической семье. Его
отец, Гийом Сент‑Ив, врач‑психиатр по профессии, был человеком суровым и
деспотичным, требовавшим от сына беспрекословного подчинения своей воле. Частые
конфликты с отцом омрачили детство и ранние юношеские годы будущего создателя
учения о социальной гармонии. Когда Александру исполнилось 13 лет, отец
поместил его в исправительно‑трудовое заведение – сельскохозяйственную колонию
Фредерика де Метца в Меттре, неподалеку от Тура. (Официально колония называлась
«Патернальное общество для нравственного, сельскохозяйственного и
профессионального воспитания юных правонарушителей моложе 16‑летнего
возраста».) Де Метц снискал известность во Франции как создатель новой
пенитенциарно‑воспитательной системы, основанной на двух принципах –
патернализма и клерикализма. На практике это означало – труд от зари до зари,
суровая, полувоенная дисциплина и молитва. Тем не менее Сент‑Ив чувствовал себя
счастливым в Меттре, ибо здесь, в лице управляющего колонии, он обрел духовного
отца. Впоследствии он скажет о своем учителе: «Де Метц дал направление моим
занятиям и жизни… Религиозный язычник посреди XIX века! – это отвечало
моему бунту против любого гнета и насилия, моему безрассудному любопытству,
моей жажде свободы и испытаний». В Меттре Сент‑Ив провел около двух лет. Затем
он учился в лицее в Париже, где получил ученую степень бакалавра словесности и
наук (ок. 1861 г.), и в военно‑медицинской школе в Бресте. После чего
покинул Францию и поселился на острове Джерси – одном из англо‑нормандских
островов в Ла‑Манше. Пятилетняя добровольная ссылка на Джерси окончательно
сформировала философско‑политические взгляды Сент‑Ива. Этому во многом
способствовало его общение с «диссидентами» Второй империи – основателем
христианского социализма, сенсимонистом Пьером Леру и его учениками Этьеном
Люком Десажем и Огюстом Демуленом, поэтом Адольфом Пельпортом, а также с
Виржинией Фор, матерью Филиппа Фора и подругой знаменитого оккультиста Фабра
д'Оливе (Fabre d'Olivet). Именно благодаря ей Сент‑Ив познакомился с трудами
последнего, в том числе с монументальным сочинением «Восстановленный еврейский
язык» (La langue hébraïque restituée), раскрывающим сакральные основы иврита.
Биографы Сент‑Ива сообщают, что он также встречался с Виктором Гюго, жившим в
то время на острове Гернеси, и даже участвовал вместе с ним в спиритических
сеансах в салоне мадам Фор.
В 1870 г., узнав о начале Франко‑прусской войны, Сент‑Ив
вернулся во Францию, чтобы принять участие в военных действиях под флагом
морской пехоты. Сражался он храбро и в одном из боев был ранен в руку. В дни
Парижской коммуны Сент‑Ив находился на стороне правительственных войск в
Версале, однако мы не знаем, участвовал ли он в подавлении коммунаров А. Тье‑ри.
Известно лишь с его собственных слов, что в Версале он впервые выступил с
изложением своей социальной теории перед группой товарищей по оружию.
После падения коммуны в 1871 г. Сент‑Ив поселился в
Париже, где поступил на службу в министерство внутренних дел. Издал несколько
сборников своих стихов, которые, впрочем, не принесли ему поэтической славы. В
1877 г. в Лон доне Сент‑Ив вступил в брак с 50‑летней русской графиней
Марией‑Виктуар Келлер (ур. Ризнич). Это событие стало переломным в жизни
мелкого чиновника и неудачливого поэта. Оставив службу, Сент‑Ив купил в Италии
титул маркиза д'Альвейдра и занялся социально‑эзотерическими изысканиями и
литературным творчеством. Около 1880 г. он получил от своих индийских гуру
посвящение в некое тайное учение. Вскоре после этого были написаны и
опубликованы пять книг его знаменитых «Миссий»: «Миссия суверенов» (1882),
«Миссия рабочих» (1883), «Миссия евреев» (1884), «Миссия Индии в Европе» (1886)
и «Миссия французов» (1887). В этих книгах Сент‑Ив д'Альвейдр раскрывает смысл
«иудеохристианского социального закона» – Закона синархии – и излагает
неизвестную доселе эзотерическую историю человеческой цивилизации, от времен
легендарного Рама до конца XIX столетия. (По словам А. Дугина, Сент‑Ив был
одним из первых, кто сформулировал «объемную конспирологическую модель
истории».) Его конечной целью было воссоздать «социально‑религиозную»
(синархическую) форму правления в том виде, в каком она изначально существовала
на земле.
Здесь надо пояснить – согласно учению Сент‑Ива, существует
два типа организации человеческих сообществ: анархический, господствующий в
мире в течение последних 5 тысяч лет, и предшествовавший ему синархическии. В
переводе с греческого синархия означает «совластие». Сущность синархического
строя состоит в троичной «социальной» иерархии власти: жрецы – посвященные
миряне – главы семейств (отцы и матери), соответствующей тройственной природе
человека – интеллектуальной, моральной и физической. Такая система управления
социумом, с точки зрения Сент‑Ива, является воплощением высшего Божественного
Промысла, залогом социальной справедливости и гармонии.
Свое учение об идеальном государстве синархии Сент‑Ив создал
под влиянием, с одной стороны, западной оккультной традиции (Фабр д'Оливе), а с
другой – восточного мистицизма (каббала, индуизм). Среди его восточных учителей
исследователи чаще всего называют индусов Риши Бхагвандас‑Раджи‑Шрина и Ходжи
Шарифа.
Самое значительное произведение Сент‑Ива, дающее ключ к
пониманию концепции синархии, – это, безусловно, «Миссия евреев» (La
Mission des Juifs). В этой книге подробно излагается вся история древнего мира,
охватывающая огромный период – 86 веков до начала христианской эры, в течение
которых «закон Синархии» тайно передавался по невидимой цепочке, через
посвященных адептов, от индусов к египтянам, от египтян к евреям и от евреев к
христианским народам. Это история великой синархической «Универсальной Империи Овна»
(l'Empire Universel du Bélier), основанной вождем белой расы Рамом (чье имя в
переводе с древне‑кельтского и означает «Овен») 7500 лет до рождения Христа и
просуществовавшей приблизительно 3500 лет. А также история еврейского народа –
от его возникновения до времени разрушения Иерусалима и рассеяния евреев. Здесь
же мы находим и эзотерическую теорию четырех рас, концепцию циклического
развития земных цивилизаций, а также учение об универсальной Древней науке
(Science antique). Первые четыре главы этого весьма объемистого сочинения
посвящены изложению общих принципов устройства вселенной и научного познания
древних народов. Сент‑Ив с самого начала проводит различие между наукой
современной, принадлежащей к «ионийской эволютивной традиции», и Ветхим Заветом
– Древней наукой, опирающейся на «дорийскую инволютивную традицию». Обе эти
традиции по своей сути полярны: первая олицетворяет собой пассивный, лунный
женский «полюс» или принцип, вторая – «полюс» мужской, активный и полярный.
Современная наука, исходя из эволютивного принципа, прилежно дробит единое
целое физических и естественных научных знаний; Ветхий Завет был
девалоризирован его переводчиками и толкователями, донесшими до нас не истинный
дух сакральных текстов, но мертвую букву. В результате ионийская и дорийская
традиции превратились в непримиримых антагонистов, тогда как в действительности
они являются двумя аспектами единого Откровения, единой «истинной Науки».
Французский мистик далее рисует следующую трехчастную «пирамиду знания»: в ее
основании лежат научные факты; координация между собой всей номенклатуры
научных фактов дает законы – их он помещает в средней части пирамиды. И факты,
и законы относятся к сфере чувственного мира (мир Субстанции), где они образуют
первые две степени овладения Истиной. Над ними, в верхней части пирамиды,
находятся Принципы, относящиеся к сверхчувственному миру (мир Сущности). Таким
образом, Сущность (Essence) и Субстанция (Substance) составляют два аспекта
истинного знания о природе вещей, Науки с большой буквы. С помощью естественных
наук (sciences naturelles) человек познает материальный, чувственный мир, тогда
как божественные науки (sciences divines) открывают перед ним врата в мир
сверхчувственный, трансцендентный. При этом Сент‑Ив подчеркивает, что во
Вселенной и на Земле «субстанция – пластичная, доступная нашему чувственному
восприятию, ничтожна мала, почти равна нулю, по сравнению с живым
пространством, заключающим ее в себе».
Вполне естественно, что Сент‑Ива‑оккультиста интересует
прежде всего «мир сверхчувственный», мир Сущности. Истинное знание, утверждает
он в своем главном труде, было передано роду человеческому библейским Моисеем и
Иисусом, которых он называет «высшими авторитетами иудеохристианского
социального государства». Моисей, обучавшийся у жрецов в храмах Египта и
Эфиопии, приобщился, посредством высшей инициации, к «древнейшей научной
традиции», которая тайно передавалась от одного посвященного к другому на
протяжении многих циклов времени. Полученное им знание заключено в четырех
буквах божественного имени («шемот») ИЕВЕ (йод, хе, вау, хе), означающих
четырехступенчатую иерархию наук – о Боге (теогония), вселенной (космогония),
человеке (андрогония) и земле (физиогония). Это мистический тетраграмматон
(четырехбуквенник), наиболее священный древнееврейский символ, представляющий
собой соединение герметического креста в виде буквы X и четырех «иероглифов»
шемота, символизирующих синтез основных знаний гер‑метизма. Добавим здесь, что
тетраграмматон в обыденной жизни заменял собой шемот ЙЕВЕ, ибо божественное имя
почиталось древними евреями настолько священным, что произносить его
разрешалось только посвященным во время заклинаний. Эта сокровенная формула
истинного знания, согласно Сент‑Иву, выражает собой идею – единства
двойственных сил мироздания – вечного мужского и женского, духа и души,
сущности и формы, безграничного времени и беспредельного пространства, Ишвары и
Пракрити, Осириса и Исиды.
Все религии, в том числе и христианство, вышли из древних
инициатических центров – «религиозных Университетов», являвшихся своего рода
«корпорациями» ученых. (Одним из таких центров и являлась Агартта.) Наиболее
сведущие из ученых – храмовые жрецы – в совершенстве владели названной выше
«четырехступенчатой иерархией наук». «В древних храмах изучение делимой Субстанции,
которую мы не точно называем материей, – пишет Сент‑Ив, – было
доведено до едва вообразимого сегодня уровня». Все более и более углубляя свои
исследования, ученые жрецы пришли постепенно к постижению неделимой Субстанции
и чистого Духа, идентичных понятию Бога. Они проникли в тайные глубины
космогонических Сил, Могуществ, Сущностей и Принципов. Жреческая корпорация
являлась высшей социальной властью в синархических государствах древности; две
другие ступени властной иерархии занимали посвященные миряне и главы семейств,
как мужчины, так и женщины.
Моисей записал герметически полученное им сокровенное знание
в своей «Космогонии» (библейская книга «Бытия»), созданной по египетскому
образцу. Эта книга является основой для «полного восстановления Истины»
(reedification totale du Vrai) и тем краеугольным камнем, на котором покоятся
Десять заповедей, откровения Пророков, Евангелия, Талмуд и Коран. Отметим,
попутно, что, пользуясь Археометром, Сент‑Ив впоследствии сделал новые –
«истинные» – переводы моисеевой «Книги Принципа» и «Евангелия от Иоанна»,
которые были опубликованы после его смерти.
В подтверждение своего тезиса о существовании в
синархическом «Социальном Государстве» (l'Etat Social) высокоразвитой
универсальной Науки Сент‑Ив ссылается на различные древние письменные источники
и памятники изобразительного искусства. Вот некоторые из приведенных им
примеров. Храмы Юноны в древнем Риме и храмы Геры в Греции были оснащены «целой
системой громоотводов» (изображения которых можно увидеть на римских и
греческих медалях). Строитель храма Святой Софии в Константинополе Антем де
Траль «пользовался электричеством огромной мощности». Древние знали, утверждает
Сент‑Ив, о вращении Земли вокруг Солнца, о законах всемирного тяготения и
морских приливов. Они умели пользоваться телескопом, микроскопом и маятником.
Они открыли применение камеры обскуры и оптических устройств. Им были известны
способы обработки металлов и стекла. И т. д. и т. п.
«Древние» – это, по определению Сент‑Ива, представители
многих, последовательно сменявших друг друга на земле цивилизаций,
предшествовавших появлению нынешней (пострамидской) цивилизации. Почему их
знания не сохранились до нашего времени, спрашивает он, и почему мы обретаем их
вновь столь медленно и трудно? Исчезновение совершенной Древней науки Сент‑Ив
объясняет тремя причинами: во‑первых, апокалиптической гибелью цивилизаций, в
результате геопланетарных катастроф вроде всемирного потопа или неправильного
использования древними своих открытий; во‑вторых, уничтожением многих ценнейших
древних документов варварами и инквизицией; и, в‑третьих, умышленным сокрытием
«синтеза своих знаний» древними корпорациями ученых в священных текстах,
геометрических чертежах, символических легендах и каменных постройках (напр.,
пирамидах), с тем чтобы в будущем ими могли воспользоваться достойные
представители новой духовной элиты.
* * *
В 1886 г., через два года после выхода в свет своего
главного труда, Сент‑Ив опубликовал в Париже еще один эзотерический опус под
названием «Миссия Индии в Европе» (La Mission de l'Inde en Europe). В нем он
представил миру «свидетельство» о тайном существовании «в некоторых областях
Гималаев» (где‑то между Индией и Тибетом) подземной страны, называемой Агартта
(Agarttha) и ее особой «миссии» как «синархического государства». Правда, по не
вполне понятным причинам Сент‑Ив тогда же уничтожил весь тираж своей книги.
Чудом сохранился лишь один ее экземпляр, с которого в 1910 г. – уже
после кончины Сент‑Ива – его друзья и почитатели во главе со знаменитым Папюсом
переиздали «Миссию Индии». (Ныне этот экземпляр хранится в Лионской
муниципальной библиотеке.) А еще через несколько лет (в 1915 г.) трактат‑откровение
Сент‑Ива появился в русском переводе, благодаря стараниям питерских адептов
французского мистика. Книга была опубликована крошечным тиражом в петроградском
издательстве А. А. Суворина «Новый Человек».
Описывая загадочное гималайское царство, не нанесенное ни на
одну карту мира, Сент‑Ив всячески стремится подчеркнуть его привлекательность
как «социального государства». Агартта «недоступна для насилия», «недостижима
для Анархии»; ей неведомы такие пороки современного общества, как нищенство,
проституция, пьянство, антагонизм верхов и низов, деление людей на касты и
проч. Священная территория Агарты «организована синархически» и управляется
«вождями величайшей духовной силы». Города Агартты «размещены чаще всего в
подземных постройках» и потому невидимы людьми. Там в чреве земли надежно
упрятаны от взоров и посягательства профанов богатейшие библиотеки агарттийцев,
содержащие в себе «полное собрание всех искусств и всех древних наук». Там же в
подземных кельях тысячи «двиджасов» (т. е. «дважды рожденных» брахманов)
заняты изучением всех священных языков, в том числе «универсального языка»
ваттан. «Физиологический состав Планеты и Космоса раскрыт ими до самых
мельчайших подробностей, <…> все ими исследовано, от огненных недр
земного шара до подземных рек газа и вод, сладких и соленых, и даже до живых
существ, находящихся в этих газах, в этом пламени и в этих водах». То, что
верховные правители подземной страны полностью изолировали себя от наземной
цивилизации, Сент‑Ив объясняет их стремлением не допустить, чтобы
высокоразвитая наука Агартты стала «орудием борьбы против человечества
Антихриста и Анархии подобно тому, как это сделали наши науки».
К моменту появления книги Сент‑Ива об Агартте среди западных
оккультистов получил распространение благодаря теософскому учению еще один
восточный миф – о заповедной Шамбале, Гималайском братстве адептов
«Эзотерической доктрины». «В глуши Транс‑Гималаев – слишком общо называемых
Тибетом – в наиболее недоступных местах пустынь и гор, – писала в „Тайной
доктрине" Е. П. Блаватская, – до сего дня живет Эзотерический „Благой
Закон" – „Печать Сердца" – во всей своей первозданной чистоте». Хранителями
этого высшего Гнозиса являются «махатмы» – «посвященные йоги и адепты»,
уединившиеся в горных убежищах («ашрамах»), где они составляют некое тайное
общество или братство. По мнению Блаватской, на земле существует большое
количество подобных мистических братств, однако они «не имеют никакого
отношения к „цивилизованным" странам».
Скрытая под землей Агарта и расположенная в неприступных
горных обителях Шамбала, населенные совершенными мудрыми людьми, – это, по
существу, варианты одного и того же древнего предания о «счастливой стране»,
социальном парадизе, некогда существовавшем на земле, – классическая
мифологема золотого века человечества. Блаватская узнала о Шамбале от своих
гималайских учителей‑«махатм»; что же касается маркиза д'Альвейдра, то он
почерпнул сведения об Агарте также у своих индийских гуру. Его биографы чаще
всего называют имя Ходжи (Хорд‑жи) Шарифа, якобы принадлежащего к некой тайной
брахманской секте в Индии. Этот учитель, прибывший в 1885 г. из Бомбея в
Париж, между прочим, обучал Сент‑Ива санскриту и передал ему священный алфавит
агартийского языка «ваттан», который тот впоследствии использовал при создании
«Археометра». (Алфавит этот действительно представляет большую загадку для
лингвистов, ибо не похож ни на один из известных алфавитов.) Но если
«свидетельство» Сент‑Ива об Агарте не химера и не плод «брахманских фантазий»,
а имеет под собой вполне реальную основу, то как объяснить практически полное
отсутствие следов жизнедеятельности 20‑миллионной (!) агартийской суперцивилизации,
с ее многочисленными библиотеками, лабораториями, обсерваториями и пр.? Пытаясь
устранить это противоречие, один из современных интерпретаторов Сент‑Ива Серж
Ютен помещает Агарту в некоем «параллельном мире» – именно оттуда агартийцы
якобы и проникают время от времени в наш мир на своих совершенных летательных
аппаратах (вот где кроется разгадка НЛО!) и получают таким образом возможность
влиять на ход земных событий. Однако подобная интерпретация кажется не более
чем хитроумной уловкой, ибо Сент‑Ив в своей книге недвусмысленно говорит о
вполне земном (вернее, подземном) существовании Агарты, хотя и тщательно
законспирированном, скрытом от остального мира.
В начале 1920‑х гг. на Западе неожиданно появилось новое
свидетельство об Агарте, содержавшееся в книге мемуаров польского горного
инженера и путешественника Фердинанда Оссендовски «Звери, люди и боги»
(опубликована впервые по‑английски в Лондоне в 1922 г. и по‑русски в Риге
в 1925 г.). В этой книге Оссендовски, повествуя о своих странствиях по
Сибири и Центральной Азии в годы гражданской смуты в России, привел, между
прочим, услышанные им «в юртах монгольских князей и в ламаистских монастырях»
предания о загадочной подземной стране. Вот, например, что рассказал ему князь
Чултун Бейли: «Это царство называется Агарти. Оно тянется под землей по всей
планете. Я сам слышал, как просвещенный китайский лама рассказывал богдехану,
что в пещерах Америки живет древний народ, укрывшийся в свое время под землей.
И сейчас на земле обнаруживают следы их былого среди нас существования.
Правители этих народов ныне подчиняются Царю Мира, который является владыкой
всех земных пространств. Ничего необыкновенного здесь нет. Известно, что на
месте двух великих океанов – восточного и западного – прежде располагались два континента.
Они опустились под воду, но люди успели уйти в подземное царство. В глубоких
пещерах существует особое свечение, позволяющее даже выращивать овощи и злаки,
люди живут там долго и не знают болезней. В подземном царстве обитает множество
разных народов и племен».
Может показаться совершенно невероятным, но в те же самые
годы один из русских последователей Сент‑Ива, литератор и ученый‑натуралист А.
В. Барченко, попытался дважды (в 1921 и 1925 гг.) организовать научные
экспедиции в Тибет и Афганистан, для установления связи с духовными вождями
Агартты‑Шамбалы. Эти попытки, однако, не увенчались успехом. Впоследствии,
оказавшись вместо Агартты в ГУЛАГе, он признался следователю НКВД: «<…> В
своей мистической самонадеянности я полагал, что ключ к решению социальных
проблем находится в Шамбале‑Агартте, в этом конспиративном восточном очаге, где
сохраняются остатки знаний, опыта того общества, которое находилось на более
высокой стадии социального и материально‑технического развития, чем современные
общества». (Поясним читателю, что в Афганистане – между Бамияном и Балком –
Сент‑Ив поместил священную территорию Парадезы (Para‑Desa) – прообраз
земного рая, куда удалился после создания синархической империи Рам. Бамиан же
известен своим огромным пещерным монастырским комплексом, который, очевидно, и
хотел обследовать Барченко.) А в 1927 г. в Тибет, вмещавший «запретную
зону» Гималайского Братства, Шамбалу, прошествовала «посольская миссия»
русского художника и мистика Н.К. Рериха, инспирированная гималайскими «Махатмами».
Рерихи, кстати, относились с большим недоверием к рассказу д'Альвейдра об
Агартте, очевидно, не зная, что источником его сведений были индийские учителя,
то есть по сути те же «махатмы», которые тайно инструктировали Рерихов. Так, в
одном из писем Е. И. Рерих мы читаем: «Не следует считать труд Сент‑Ива
д'Альвейдра „Агарта" замечательным и правдивым рекордом (от англ. record – свидетельство. – А. А. ). В
действительности он посещал Агарту своего собственного воображения и
нагромождений темного мира. Сент‑Ив был типичным психиком и медиумом. Потому
описания его так расходятся с Истиной. Именно его Агарта ничего общего с
Б[елым] [Б]ратством не имеет».
В конце XX века, уже в постсоветской России, о Сент‑Иве и
Агартте неожиданно вспомнили вновь в связи с поисками на Кольском полуострове
(в Ловозерской тундре) группой ученых‑энтузиастов во главе с В. Н. Деминым
легендарной Гипербореи‑Анатарктиды. В этих глухих местах, населенных лопарями
(саами), А. В. Барченко в свое время сделал ряд удивительных находок, которые
связывал с какой‑то очень древней цивилизацией. Например, он обнаружил
подземный ход, основательно заваленный камнями и землей. Руководимая В. Н.
Деминым экспедиция «Гиперборея‑98», следуя по маршруту Барченко, отыскала это
место – взорванный кем‑то лаз под землю, но не смогла проникнуть в него. В
своей популярной книге «Загадки русского Севера» В. Н. Демин отмечает широкое
распространение сюжета о подземном царстве и подземных жителях в фольклоре
многих народов и стран. (Достаточно вспомнить, например, русские сказания о
«чуди», ушедшей под землю.) В то же время ученый приводит случаи обнаружения –
уже в наше время – в самых разных уголках планеты, в том числе и в России,
загадочных подземных пещер и туннелей, многие из которых до сих пор не исследованы
по причине своей недоступности. Что это – секретные военные базы, разломы в
коре, «энергетические структуры живой Земли»? Или, быть может, «места обитания
неизвестной подземной цивилизации», как гласит одна из современных гипотез? «В
принципе, подобное не исключено, – пишет В. Н. Демин. – Иногда
местные жители наблюдали, как люди в странных одеждах бродили в округе, а затем
неожиданно исчезали…»
Интересно, что В. Н. Демин усматривает определенную связь
между Гипербореей – «колыбелью и прародиной человеческой цивилизации» – и
таинственной Шамбалой‑Агарттой. При этом ученый предлагает новую, весьма
оригинальную концепцию Шамбалы как некой «духовной реальности», существующей в
нашем материальном мире. Шамбала, считает он, «может представлять некоторую
информационно‑энергетическую структуру, сопряженную с историей и предысторией
человеческого общества и вместе с тем существующую независимо от него. Каждый
человек в принципе способен пробудить в себе и развить способности, позволяющие
уловить позывы Мировой Шамбалы – разлитого повсюду информационно‑энергетического
„моря"». Развивая далее эту идею, Демин говорит об определенных точках на
планете, «геологически приспособленных к приему информации, поступающей из
биосферы Земли, а также ближнего и дальнего Космоса». Эти точки – «сакральные
центры концентрации Универсального знания», и в этом смысле можно говорить о
существовании множества земных «шамбал». Находятся они, однако, не на
поверхности земли, а в ее недрах – в горах, ущельях, пещерах, подземных пустотах,
провалах (в том числе и заполненных водой) и т. д. Из этих‑то
энергоинформационных источников, по мнению Демина, и черпали свои знания
пророки и духовидцы всех времен и народов, включая создателей мировых религий,
а также Н. К. и Е. И. Рерихов (?!).
Другой не менее известный ученый, уфимский хирург‑офтальмолог
Э. Р. Мулдашев, ищет Шамбалу‑Агартту там, где ее обычно помещают
оккультисты, – в Транс‑Гималаях или в юго‑западной, наиболее
труднодоступной части Тибета, вблизи Кайласа – священной горы индуистов и
буддистов. Шамбала‑Агарта, согласно Мулдашеву, – это существующая уже
много тысячелетий под землей техногенная цивилизация, созданная нашими
предками, лемурийцами (представителями 3‑й «расы»), «на базе древних знаний».
Локализована она преимущественно в районе Гималаев – Тибета, но, возможно, и в
других местах планеты (например, в Египте). Населяют эту подземную страну люди
«предыдущих цивилизаций» (третьей и четвертой) – гиганты лемурийцы и
атланты, пережившие глобальную геологическую катастрофу (всемирный потоп или
даже несколько потопов) и ряд других разрушительных катаклизмов. Там же под
землей – в пещерах и пирамидах – располагается и «генофонд человечества» –
застывшие («законсервированные») в каменно‑неподвижном состоянии глубокого
транса «сомати», иначе нирваны, практически бессмертные «лучшие люди» трех
последних человеческих «рас» – лемурийцы, атланты и арийцы (нынешнее
человечество). Этот генофонд, полагает Мулдашев, может быть востребован в
случае новой глобальной катастрофы, которая, по‑видимому, неизбежна, поскольку
полный цикл земной цивилизации, согласно древним учениям, предполагает
семикратную смену рас.
Как бы ни относиться к теориям В. Н. Демина и Э. Р.
Мулдашева, нарисованный ими образ Шамбалы‑Агарты имеет мало общего с Агартой
Сент‑Ива, тем более что на сегодняшний день мы не имеем бесспорных
доказательств существования подземных «энергоинформационных центров» или
«генофонда человечества». Ибо для Сент‑Ива свидетельство об Агарте есть прежде
всего свидетельство о государстве социальной справедливости и гармонии, о
Синархии. Но возможно ли в принципе построение такого государства –
теократического и демократического одновременно, во главе с неким «советом
мудрейших», по примеру дальвейдровского «Conseil de Dieu» – Божественного Совета?
Сент‑Ив считал, что да, возможно, но лишь при восстановлении «триединого
социального закона» (La Loi Sociale Trinitaire) – «истинного Закона организации
человеческого общества». И потому он приложил немало усилий, чтобы воплотить
свои идеалы в жизнь. Так, известно, что он создал во Франции общество с целью
пропаганды принципов «социального государства». Это общество отвергало западный
либерализм и капитализм и призывало к возврату к традиционным культурным
ценностям. Сент‑Ив также неоднократно обращался с воззваниями к «анархическим»
правителям мира сего – в том числе к французскому премьеру Жоржу Клемансо и
русскому императору Александру III, – дабы оградить от посягательств
«священную территорию Агарты». (В середине 1880‑х, как известно, Афганистан
едва не стал местом военного столкновения Российской и Британской империй.)
Сент‑Ив умер незадолго до начала Первой мировой воины, не
ведая о том, через какие страдания и ужасы предстоит пройти человечеству в XX
веке. В этом смысле его утопия об Агарте кажется своего рода ретроспективным
посланием людям, не утратившим своей актуальности. Ибо сегодняшний мир, как и
мир, в котором жил о Сент‑Ив, поражен теми же страшными социальными недугами и
является по сути глубоко больным «социальным организмом». Правящие же миром
«суверены» – те, кто замышляет и объявляет войны в наше время, во имя
демократических или каких‑то иных «высоких» принципов, – вольно или
невольно подталкивают человечество к новой глобальной катастрофе. А она чревата
тем, что немногие пережившие ее вынуждены будут скрыться в подземелье, чтобы
сохранить для будущих поколений знания и опыт нашей жестокой цивилизации. И это
будет уже настоящая, а не придуманная кем‑то Агарта.
A.M. АНДРЕЕВ,
С.‑Петербург, ноябрь 2003 г.
1. J. Saunier. Saint‑Yves d'Alveyedre ou une synarchie
sans énigme. Paris, 1981. C. 70–71.
2. Дугин A. Конспирология (Наука о заговорах, тайных
обществах и оккультной войне). М., 1993. С.35 и далее.
3. Saint‑Yves d'Alveyedre. Mission des Juifs. Paris,
1884. С. 44 и далее.
4. Там же. С. 38.
5. Там же. С. 46.
6. См.: Блаватская Е. П. Эзотерическое учение (Тайная
доктрина. Т. III). М., 1993. С. 345.
7. Оссендовски Ф. И звери, и люди, и боги. М., 1994.
С. 310–311.
8. Шишкин О. Битва за Гималаи. М., 1999. С. 366
(протокол допроса А. В. Барченко от 10 июня 1937 г.).
9. Отрывок из письма Е. И. Рерих В. А. Дукшта‑Дукштинской
от 8 сентября 1934 г. (Сообщено автору Е. В. Алексеевой.)
10. Демин В. Н. Загадки Русского Севера. М., 1999. С.
411.
11. Там же. С. 455–456, 461.
12. См.: Мулдашев Э. Р. От кого мы произошли? М., 1999.
С. 336 и далее. |